Главная » Статьи » Обмен опытом » МО учителей иностранного языка |
Савчук Н.Е., учитель немецкого языка МАОУ СОШ № 77Эффективность обучения иноязычному общению через мотивацию и ситуацию успеха как фактора активизации личности
Почти у всех есть
желание овладеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через
книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком
и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс
предполагает период накопления
«строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания,
преодоление разнообразных трудностей. В результате уменьшается мотивация,
пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение
иностранным языком. Расценивая мотивацию как важнейшую пружину
процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность нужно иметь в виду
следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика. Она определяется его
собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми
им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны.
Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее для того, чтобы у уч-ся
возникла личная заинтересованность в работе. Итак, любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к
ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. Формирование мотивации учения немыслимо у ученика
«вообще», вне возраста и его специфических психологических
характеристик. Всякий раз, начиная обдумывать работу по
формированию мотивации учения в какой - то данной группе (нем. яз), у
данного ученика, первые вопросы,
которые я задаю себе: каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте?
Какие особенности мотивации учения надо сформировать к концу этого школьного
возраста? В связи с
раскрытием резервов возрастного
развития мотивации осуществляется личностно - ориентированным, индивидуальным
подходом к ученику, объему педагогического
труда, к его уму, чувствам, воле, убежденности, самосознанию,
потребностям. Уровень успешной учебной деятельности зависит от познавательной и
осмысливающей способностей ученика, от уровня его самосознания,
отношения к своему «Я» и «не Я», характера системы его оценок и
самооценок. Самооценка возникает на определенной ступени формирования
самосознания. Самооценка обеспечивает не
просто приспособление к окружающему миру, а реализацию сознательной
активности личности, без которой невозможны
его самосовершенствование, достижение реальных успехов. Ребенок должен осознать
образ своего «Я» как основного момента самореализации, ведь учение является для
ученика главной сферой самореализации. А помочь ученику осознать образ своего «Я» должен учитель,
потому как «Я» ученика и «Я» учителя могут действовать оптимально только
тогда, когда сохраняются самоуважение и
взаимная доброжелательность. Искусство и
опыт учителя в том и состоит , чтобы
создавать и поддерживать такие отношения. На таких отношениях и построена идея
сотрудничества, творчества, как учителя, так и ученика. Показательно, что исследования
эффективности совместной деятельности всех участников учебного процесса
проводятся на материале обучения иностранного языка (Карпенко Л.А., Гольдштейн
Я.В., Цветкова Т.К. и др.) Когда
обучение будет опираться на
интерес ученика к ученику, на доброжелательность, тактичное, уважительное
отношение собеседников, и будет способствовать самовыражению личности, когда условием успеха каждого
является успехи остальных. Поэтому главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому своему
ученику «ситуацию успеха». Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация
успеха». Ситуация - это сочетание условий, которое обеспечивают успех, а сам
успех - результат подобной ситуации. Задача учителя и состоит в том,
чтобы дать каждому пережить радость
достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Уверенность – это не
только личностная ориентировка на собственные силы, волю, на ощущение успеха
и умение преодолевать трудности. Создание у ученика достаточной уверенности в
своих силах, умственных возможностях –
это, прежде всего, высокая самооценка
ученика, которая является первым важнейшим условием самовоспитания
способностей. Ученик должен знать, по выражению В.А. Сухомлинского, «вкус
успеха». Именно он выдвинул парадоксальное , на первый взгляд, требование к
учителю: «Успех ученика должен быть не концом
работы, а его началом». Иначе говоря, не ждать, когда ученик научиться делать
работу по- настоящему хорошо, а похвалить, внушить веру в себя, еще в начале
работы. Практика показывает, что даже разовое
переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие
ученика, ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом
дальнейшего движения личности. Успех
в овладении иностранным языком - это единственный источник внутренних сил ученика, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться. С психологической точки зрения успех –
это удовлетворение о того, что результат, к которому стремилась личность в
своей деятельности, либо совпал с ее
ожиданиями, либо превзошел их (Кон И.С., Соловьева А.Е.) С педагогической точки зрения ситуация
успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых
создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и
коллектива в целом. В.К.Вилюнас в книге «Психология
эмоциональных явлений» различает
следующие ситуации успеха по ожиданиям личности: 1) Предвосхищаемый успех. Ученик ждет его, надеется на него. В
основе такого ожидания могут быть и основанные надежды (он хорошо учиться,
старается, хорошо развит). Наблюдательный учитель поддержит, подготовит,
убедит. Но может случиться и обратное. 2) Констатируемый успех. Ученик фиксирует достижение, радуется
ему. Успех дает возможность ученику пережить радость признания, ощущение своих
возможностей, веры в завтрашний день. 3) Обобщаемый успех. Ожидание успеха становиться постепенно
устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности,
защищенности, опоры на самого себя. В основе ожидания успеха у подростков – это
стремление заслужить одобрение одноклассников, сверстников, у старшеклассников
– стремление утвердить свое «Я», свою позицию. Практика показывает, что
ожидание успеха невозможно без реальной дифференциации и индивидуализации
учебного процесса. На своих уроках я даю каждому ученику такое задание, с
которым он может справиться в данный момент, приложив умеренные усилия, лишь
такое обучение может активизировать личность и быть развивающим. Кроме того,
каждый ученик имеет возможность выполнить более трудное, творческое задание.
Таким образом, на моем уроке каждый ученик имеет возможность выполнить такие
задания, которые он сочтет соответствующим своей индивидуальности. А для этого
имеется в достаточном количестве
дидактический материал. Что дает мне индивидуализация? Прежде всего: - Позволяет увидеть в ученике личность. - Дает ученику право определять уровень
сложности обучения и его темп. Вот технология создания ситуации успеха для
слабого ученика: 1-й уровень задания на воспроизведения, оно очень простое и аналогично разобранному на уроке. Это толчок вперед, гарантированный успех ученика,
моральная поддержка. Это ведь так легко! Я
могу! Я понял! Следующая работа – посложнее. Каждую работу проверяю по мере
выполнения. И оцениваю положительной оценкой. Те ученики, которые не в силах самостоятельно справиться, по истечении
некоторого времени слушают объяснение. Они работали, их силы исчерпаны, им я
иду на помощь, помогаю поверить в себя. Что ставить? «2» - ученик работал, и
это несправедливо, а «3» еще не
заработал. Вывод
из этого положения я вижу в том, чтобы ставить оценки по мере их зарабатывания.
Главное, чтобы каждый урок был урок труда. Работают все – все добывают знания.
Наказаний на таких уроках не должно быть. Есть еще факторы, без которых не создать ситуацию
успеха, как ученикам, так и самому учителю. Это, прежде всего, эмоциональная
культура учителя и его психологическая зоркость. Эмоциональная культура
помогает побуждать ученика к самосовершенствованию, формированию лучших
человеческих качеств, а психологическая зоркость направлена на решение сложных
проблемных ситуаций, в которых среди большого количества вариантов следует
избрать самый верный, опираясь не только на доводы разума, но и на мудрость
чувств. Используя
личностно-гуманный подход к обучению иноязычному общению, я создаю ситуацию
успеха под названием «Выбор разных возможностей». Суть заключается в том, чтобы
обеспечить условия, при которых ученик, для которого создается соответствующая
ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с
одноклассниками. В этом мне очень помогают игры, эффективность использования
которых в процессе обучения языку очень велика. Игра-это особо
организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил.
Игра всегда предполагает принятие
решения - как поступить, что сказать, как выиграть? В игре все равны. Это самое
главное в ситуации «Выбор равных возможностей». Игра посильна даже слабым
ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в
игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными,
чем знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,
ощущение посильности заданий - все это дает моим ученикам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и
благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой
материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, успеха –
«оказывается, я могу уже говорить наравне со всеми». В разучивание стихотворения
«Punkt, Komma, Strich»
в 6 классе я вношу элемент обучающей игры, и разучивание приобретает
увлекательную форму. А делаю я это так.
Организую соревнования для этого
стихотворения(оно воспринимается учащимися только на слух) сначала анализируется
с точки зрения языковой формы (демонстрируются яркие картинки, отражающие его
содержание), потом группа повторяет за учителем несколько раз, а затем
используется принцип эстафетной палочки. Вручаю ее ученику, и тот читает стихотворение наизусть, затем передает
эстафету товарищу. Кому трудно, помогают товарищи. Атмосфера соревнования
помогает создать ситуацию успеха. Интересна ситуация успеха «Даю шанс».
шанс успеха - это практически всегда и шанс учителя, потому что в его
реализации нужны усилия обоих сторон. О каком шансе я веду речь? Н и о чем
другом, как о заранее подготовленной мною ситуации, при которой ученик получает
возможность неожиданно, может быть, впервые раскрыть для самого себя
собственные возможности, какую-то скрытую до сих пор способность. При изучении микроблока «Hobby»
я придумала следующую ситуацию: в гости к ученикам пришел корреспондент
немецкой газеты из города - партнера Ростова в ФРГ Дортмунта. Он интересуется,
чем увлекаются ростовские ученики МАОУ СОШ №77 (естественно на нем. яз.). Корреспондент принес и кроссворд ,
который опубликовала немецкая газета на тему: «Hobby».
Те, кто отгадает этот кроссворд (а
в беседе вся лексика употреблялась),
получит приз от немецкой газеты. Надо только видеть, с каким азартом ,
увлечением ученики отгадывали этот кроссворд! Изучая стихотворение великого
немецкого поэта И.В. Гете (7 кл.) «Über Gipfeln ist Ruh», - Горные вершины…, я решила
провести конкурс на лучшего переводчика. Желание победить в
конкурсе, мобилизовала мысль и энергию играющих, создало атмосферу
эмоциональной напряженности. И какова была моя радость в том, что многие дети
раскрыли скрытую, может быть, и для них способность – способность литературного
перевода с нем. яз.на русский. Учитывать возрастные особенности
учащихся, их интересы позволяет ролевая игра. Она расширяет контекст
деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному
общению, способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку,
способствует реализации деятельного подхода в обучении ин. яз. , когда в центре внимания находится
ученик со своими интересами и потребностями. Ситуации общения в ролевой игре,
позволяют приблизить речевую деятельность
на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как
средство общения и как диалог культур. Ролевое построение ситуации дает
возможность разыграть ее по определенным социальным правилам общества –
носителя языка. Мы готовимся к поездке в Германию, а
именно: сначала мы выбираем цель поездки, вид транспорта, нам необходимо
заказать билеты, разузнать расписание движения поезда, купить сувениры для
своих друзей. Каждая подгруппа получает свое задание в зависимости от уровня
подготовки. В этой ролевой игре использую ситуацию успеха «Эмоциональная
блокировка». Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние
разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику
переосмыслить свой неуспех, найти причину именно с позиции: «неуспех случаен»,
«успех закономерен», поэтому ситуации проигрываются несколько раз и при этом
каждый раз в новом варианте. Такая работа помогает мне усилить мотивацию и
повысить эффективность обучения за счет того, что ученик использовал новый язык
не только в искусственно – создаваемых ситуациях, но и в своей реальной жизни. Созданию ситуацию успеха способствуют и
нетрадиционные формы урока, такие как: урок- дискуссия, урок- аукцион, урок- КВН. В этих уроках - главное создать ситуацию, при которой
доминантой будет удовольствие от успеха, от ощущения, что новое придумано самим
учеником. Учитель же должен создать обстановку, при которой ученик не боится
ошибиться, показаться неумелым, но такие уроки готовятся вместе с учителем. На
этих уроках подчеркиваются успехи и достоинства ученика, которые только лишь
могут быть проявлены учеником, но не стали еще для него нормой, т.е. речь идет
об определенном «авансировании» ученика при изучении ин. яз. Из всего этого можно сделать вывод. Что
абсолютной ценностью образования является ученик, «как мера всех вещей». Ученик является и целью, и результатом,
и главным критерием оценки качества образования. | |
Просмотров: 2092 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |