Главная » Статьи » Обмен опытом » МО учителей физики, химии и биологии |
М.В.Майорова, учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения учителей естественно-научного цикла МАОУ СОШ № 77 Реализация городской программы «Новые технологии в образовании» на уроках химии и во внеурочное время
В задачу школьного курса химии входит формирование не только знаний основ этой науки, но и представлений о научном методе исследования, умения применять его на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, а также развитие компетенций учащихся. Учителя для лучшего усвоения обязательного минимума содержания, прибегают к жестким технологиям обучения, т.е. к «натаскиванию». Конечно, видимые успехи по предмету появляются, но развивающий характер обучения исчезает. Один из путей выхода из такого положения может заключаться в педагогических технологиях в поисковой области. В образовательном процессе все чаще используются творческие направления (уроки - поисковые, уроки – исследования, учебно-игровая деятельность и т.д.). В 2009-2010 уч. годы наша школа получила школьные лаборатории по физике, биологии и химии. Данное оборудование для кабинета химии включает в себя несколько комплектов ТЕSS 1,2 (лабораторная посуда по разделам неорганическая, органическая химия, компьютерный измерительный блок, датчики температуры, рН-метр и ноутбук и т.д.) и приложения с теоретической частью. Применение данного оборудования в школьной практике позволяет разнообразить учебный химический эксперимент, обращать больше внимания на количественную сторону его, облегчает математическую обработку данных, упрощает построение графиков. Из списка предложенных работ в настоящее время большая часть может быть использована только для организации внеурочной деятельности (кружковой работы, научного исследования, проектной формы работы), поскольку неудобство применения на уроках заключается по нашему мнению в следующих причинах:
Проанализировав наш пока небольшой опыт работы с данным оборудованием, педагоги выделили и ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционной формой проведения школьного химического практикума:
Вместе с тем частое, я бы сказала, искусственное, обязательное включение в каждое занятие данного оборудования таит в себе много существенных неудобств. Не каждый урок можно провести как урок-исследование, так как:
- ученики больше обращают внимание на технику, чем на изучаемое явление; - ученики забывают цель исследования, им интереснее просто регистрировать данные; - техника (Кобра3) достаточно сложная, дети не знают принцип работ датчиков, поэтому иногда не могут установить связь между наблюдаемым явлением и графиком на экране; - частое применение техники приводит к постепенному снижению познавательного интереса к работе с лабораторией.
Проанализировав различные публикации на данную тему, отзывы более опытных обладателей данного оборудования и используя свой пока небольшой опыт работы с данным оборудованием, можно сформулировать принципы для эффективного использования лаборатории в учебном процессе:
- обучение компьютерным технологиям и регистрация экспериментальных данных играет второстепенную роль, вспомогательную;
- систематическое использование лаборатории на уроках не может быть самоцелью химического образования, оно эффективно лишь в случае объективной необходимости, когда достижение поставленной задачи с помощью других методов невозможно. Например, при изучении тепловых эффектов реакции при растворении различных веществ можно использовать и обычные демонстрационные термометры или наглядные демонстрационные опыты (примерзание стакана NH4NO3 + H2O). Но для количественной оценки теплового эффекта растворения вещества нужно снять температурную кривую растворения, обработать эти данные максимум и минимум температуры исследуемой смеси проще и быстрее с помощью термопары;
- наличие проблемной ситуации, которую можно решить только с возможностями данного оборудования.
Пример: В 8 классе при изучении темы «Физические свойства веществ» можно обсудить температуру плавления и температуру кипения; методы измерения температуры. Сравнить измерение температуры с помощью термометра и термопары (демонстрационный опыт). Выполняя проектическую работу «Приемы работы с лабораторным оборудованием», исследуя строение пламени – предложить исследовать экспериментально его. А именно, определить количественные характеристики температуры каждой зоны. Сделать это с помощью термометра нельзя, а значит нужно использовать термопару с интервалом измерений от 0 до +1000 градусов по Цельсию.
8 класс: Изучая классы неорганических веществ (кислоты, щелочи) ребята узнают, что реакцию среды в растворе можно узнать с помощью индикаторов. Но если усложнить условия и окрасить выданные растворы кислоты и щелочи, то можно использовать только датчик рН входящий в лабораторное оборудование. Правда стоит учитывать, что учащиеся на этом этапе обучения не знают физический и химический смысл понятия рН (водородный показатель), не знают положений теории электролитической диссоциации.
Итак, умелое сочетание всех выше изложенных принципов с учетом плюсов и минусов данного оборудования создает:
Участвуя в работе «Открытого» методического объединения для учителей естественно-научного цикла города, педагоги нашей школы предложили вниманию учителей города наработанный нами методический материал, в частности, разбивку по программе практических работ с использованием нового оборудования. 9 класс
8 класс
10 класс
| |||||||||||||
Просмотров: 1285 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |