Фоменко Л.А., Порублева Е.Н.. учителя физики МАОУ СОШ № 77
Продуктивная организация уроков физики с использованием новейшего оборудования в МАОУ СОШ №77 Все течет, все изменяется: изменяется мир вокруг нас, изменяется наша жизнь, изменяются потребности общества, и меняется взгляд на современное образование. Цель, которую пытается достичь учитель в постоянных изменениях - создать образовательную среду, способствующую тому, чтобы продуктивно организовать время, отведенное на урок. Задача учителя – расширить практику применения инновационных образовательных технологий, которые помогут идти в ногу со временем. В нашей школе представляется возможной организация уроков на основе использования новейшего оборудования фирмы «PHYWE» при объяснении нового материала, выполнении лабораторных работ, постановки демонстрационного эксперимента, проведении исследовательских работ. Представляем несколько моментов с использованием этого оборудования, которые помогут добиться поставленной цели. - Принцип работы генератора переменного тока. На доске собирается схема генератора переменного тока, состоящая из модулей демонстрационного набора по электричеству. Обучающиеся видят, из каких деталей состоит ГПТ, как можно получить переменный ток, как зависит сила тока в лампочке от частоты вращения ротора, пытаются объяснить наблюдаемые явления и сделать вывод.
- Получение индукционного тока. Представлена схема последовательного соединения, состоящая из 2-х катушек, проводников, лампочки, ключа, амперметра и имеющихся в наборе сердечников. Этот эксперимент демонстрирует, как можно получить индукционный ток, как зависит индукционный ток от наличия сердечника (сердечников). Школьники наблюдают, описывают наблюдаемое явление, дают объяснение происходящего, делают выводы.
- Пример использования демонстрационного оборудования при решении задач. На доске имеется схема, состоящая из понижающего (повышающего) трансформатора, двух вольтметров, проводников и ключа. Рассчитать коэффициент трансформации (КТ) данного трансформатора. Класс делится на две группы: первая - определяет КТ понижающего трансформатора и отвечает на вопрос где, используется понижающий трансформатор; вторая группа определяет КТ повышающего трансформатора и отвечает на вопрос где, он используется.
В конце урока каждая группа отчитывается по плану: а) цель работы б) используемое оборудование в) действия, применяемые в работе г) результаты работы д) выводы на основе полученных данных. Несмотря на то, что данный подход требует достаточно больших временных затрат, знания, полученные при такой организации решения задач, являются более глубокими и прочными. Продуктивность организации урока заключается в наглядности, умении читать схемы и делать выводы, знании теории. - Некоторые уроки, с использованием нового оборудования, мы проводим не только по имеющимся схемам и описаниям, но и конструируем по своему усмотрению. Например: электрический ток в полупроводниках. На доске собрана схема, состоящая из 2-х последовательно соединённых ламп, ключа и источника тока, параллельно к одной из лампочек подключаем диод. В зависимости от способа включения диода в цепь: электрические лампочки либо горят обе, либо одна. Вначале, перед замыканием цепи, учащимся предлагается определить, какая из ламп будет гореть, а потом, замыкая цепь, проверяем их предположения, делаем выводы, даем объяснения.
- Постановка демонстрационного эксперимента при изучении тем: «Изучение законов постоянного тока», «Зависимость сопротивления проводников от длины и площади сечения». При изучении последовательного и параллельного соединения проводников также на доске собираются схемы, с помощью которых исследуем закономерности, характерные для каждого вида соединения.
При изучении зависимости сопротивления проводников от его геометрических размеров демонстрируем прямую зависимость сопротивления от длины. Можно эту работу предложить на физическом практикуме: «Определить, из какого материала изготовлен проводник» или «Определить длину проводника», или «Определить площадь поперечного сечения проводника». Для этого снимаются показания амперметра и вольтметра, определяется длина проводника, вычисляется площадь поперечного сечения, измерив, диаметр. - «Электрический ток в жидкостях». Эта демонстрация наглядно показывает проводимость электрического тока водой при наличии электролитов и без них.
- Процесс изучения окружающего мира состоит из описания и объяснения явлений, показа их проявления и применения в жизни. Описание может проводиться на качественном и количественном уровне. Качественное описание связанно с наблюдением за природными явлениями экспериментами, количественное основано на введении новых физических величин и установлением зависимости между ними, в расчетах. В качестве примера рассмотрим фрагмент такого учебного материала с использованием электронного термометра при изучении темы «Изопроцессы». При проведении эксперимента устанавливается зависимость объёма от температуры при постоянном давлении и давления от температуры при постоянном объёме. При количественном описании находим эту зависимость, по полученным результатам строим графики зависимости, делаем выводы. Использование электронного термометра очень удобно тем, что измерения производятся на современном уровне, дает точные результаты за малое время. Вся установка крепится на специальной магнитной доске устойчиво и надежно.
- Для демонстрации дифракции и интерференции механических волн используется электрический вибратор переменной частоты.
- Демонстрация с помощью «Кобра 4» при изучении темы «Механические колебания». На экране получаем график зависимости силы упругости от времени, делаем выводы. На экране выделяем небольшой участок с колебательными движениями, определяем амплитуду силы упругости, период колебаний, точки максимума и минимума потенциальной и кинетической энергии.
- Используется новое оборудование и при проведении лабораторных работ. Лабораторные работы, представленные в учебнике, предлагают готовый ход работы и готовый список оборудования и материалов для их проведения. Однако учащиеся самостоятельно подбирают физические приборы, самостоятельно проводят работу, делают необходимые измерения, расчеты и выводы.
Имеющее в нашей школе новейшее оборудование оказывает неоценимую помощь в работе: насыщено компьютерными и цифровыми средствами измерения; позволяет проводить экспериментальные исследования; поверяет знания терминологии; наглядно; эстетично; простое в использовании; позволяет реализовать практическую направленность физики в современных условиях; учащиеся могут ознакомиться не только с применением компьютера как средством обработки информации, но и с его применением как средства обработки результатов измерений и управления измерительными установками. Во время работы сталкиваемся с некоторыми трудностями: изучение методических рекомендаций во время подготовки демонстрационного оборудования требует больших временных затрат; недостаточно знаний при работе с «КОБРА 3 и 4»; имеются приборы и материалы без методического обеспечения, приходится методом «тыка» разбираться; есть методическое обеспечение, но не достаточно материалов и оборудования. 22 декабря 2010 года на базе нашей школы состоялось «открытое» методическое объединение учителей естественно-научного цикла, как бы в продолжение интернет-форума «Новые технологии в образовании», инициатором которого явился Центр информатизации образования г.Ростова-на-Дону. «Открытое» методическое объединение» - форма методической работы, которая не часто используется, но очень продуктивна и эффективна, поскольку удается послушать не только теорию, но увидеть практическую часть, обсудить проблемы использования нового оборудования и найти пути решения.
 |