Совершенствование
работы по усилению взаимосвязи семьи и
школы.
Работа с родителями активизирована через реализацию
программы «Сотрудничество семьи и школы
как фактор реализации самореализации учащихся», что проявляется в совместных праздниках родителей и детей,
деятельности родителей в Совете школы и общешкольном родительском комитете,
системой педагогических знаний для родителей, предложенных на педагогическом
всеобуче.
Из всего многообразия форм
взаимодействия школы и семьи совместная деятельность (познавательная, трудовая,
творческая, досуговая, оздоровительная и т.д.) является наиболее эффективным
путем формирования гуманных отношений учителей, учащихся, родителей. Педагогический
коллектив школы понимает необходимость обогащения содержания этой деятельности,
поиск таких форм, в которых взрослые и дети выступают как партнеры, союзники,
единомышленники. Школа в союзе с семьей старается каждому ребенку дать шанс на
успех, окружить его вниманием, постоянно создавать ситуации его защищенности от
отрицательных воздействий, несправедливости и жестокости. Традицией стали
соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья». Исследуя характеристики социального статуса семей, дети которых
посещают МАОУ СОШ № 77, творческая
группа педагогов, занимающихся этим вопросом, пришла к выводу, что достаточно большое количество семей неполных
(34,7%), многодетных (36%), асоциальных
(19%). Отсюда последовал вывод, что образовательному учреждению требуется
развивать формы социальной работы с семьями и в основу своей инновационной
деятельности положить технологическую
составляющую, поскольку – «технология - это высокое качество действий
человека, это способы и методы
преобразование естественной среды и техносферы в интересах человека, общества»
(В.Д. Симоненко). Кроме того, на обобщающем уровне технология
рассматривается как наука о способах
производства в определенных конкретных сферах человеческой деятельности
(производственные, педагогические, медицинские, социальные и другие
технологии).
Интересно
то, что чем серьезнее берется проблема, тем эффективнее решаются воспитательные
цели и задачи:
растет
ответственность подростков,
формируется
ощущение полноты жизни значимыми вопросами и делами, межпрофессиональным и
межпоколенным взаимодействием.
Дети,
подростки, старшеклассники, включенные в педагогически обустроенное социальное
действие, не требуют воспитания в традиционном, морально-запретительском ключе.
Само введение в деятельность, в социальную ткань преобразующего и
образовательного характера и есть реальное воспитание.
Итак,
определяя место нашей новой школы в процессе социализации детей, можно сделать вывод, что школа выступает как
основной образовательно-воспитательный институт, является первой и основной
моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать ребенку
осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в
границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Задача педколлектива состоит в
создании в школе таких условий,
при которых ребенок может приобретать социальный опыт, соответствующий реальной
социальной ситуации.
Безусловно, МАОУ СОШ № 77 как система социального порядка, не существует
само по себе: развита сеть коммуникативных связей, взаимозависимости и
взаимодействия с другими социальными системами, то есть создана среда, в
которой школа оказывает влияние на эти системы, и при этом изменяется сама.
Наличие новых отношений, воздействий повышает
требования и к современному учителю, изменяя его роль, ответственность и
функции. Авторитет учителя сегодня зависит не только от полноты знаний,
эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать
возможности всех социальных институтов окружающей среды .
Таким
образом, потребность в неотложном устранении искривлений во всей социальной
политике, в том числе и воспитательной, как никогда актуализирует
социально-гуманитарные подходы в
инновационной школе. «Открытость» МАОУ СОШ № 77 к реальным социальным процессам,
происходящим в стране, активизация и педагогизация взаимосвязей с другими
элементами целостной системы, с семьей и микросредой как фактором социализации развития школьника, создание педагогики
отношений в социуме становится одним из перспективных, наиболее реальных
выходов из современных кризисных ситуаций в воспитании.
5)Особенность образовательного
процесса на
первой ступени обучения заключается в реализации содержания образования во
2-4-х классах в соответствии с Федеральными Государственными образовательными
Стандартами первого поколения и учебный план,
через который реализуется
содержание образования, состоит из
инвариантной и вариативной части.
Педагоги начальной школы в данном случае используют различные учебно-методические системы: развивающего обучения по
Л.В. Занкова, УМК «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой, УМК «Школа-2000 и
Школа 2100» под редакцией Л.Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев.
МАОУ СОШ № 77 в 2010-2011 учебном году являлась областной инновационной
площадкой по апробации новых ФГОС второго поколения. С 2011-12 учебного года в
1-х классах и во 2 «а» классе
образовательный процесс организован в соответствии с ФГОС-2, то есть в
инновационными изменениями.
Педколлективом проведена работа над созданием нового типа взаимоотношений между личностью и обществом -
отношений, основанных
на принципе их
взаимного согласия в
формировании и реализации политики в области образования. Эти отношения подразумевают принятие
сторонами взаимных
обязательств (договоренностей). Учебный план для 1-2-ых классов состоит из обязательной и
внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, художественно-
эстетическая, научно-познавательная, проектная, общественно-полезная), которые
обеспечивают реализацию планируемых результатов.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной
программы (разработана авторским коллективом в феврале 2011 года) отнесены:
личностные результаты (их формирование
ведется
за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни), и метапредметные результаты
(формируются за счёт реализации программы развития универсальных учебных
действий и программ всех без исключения учебных предметов посредством
реализации УМК развивающего обучения Л.В.Занкова).
Изучение иностранного языка
начинается со 2-ого класса (английский, немецкий языки). Реализуется Программа
предшкольной подготовки с целью обеспечения принципа равенства и доступности
обучения. Образовательная область
«Технология» усилена модулем «Информатика и ИКТ» в 3-4 классе.
Образовательная область «Физическая культура» усилена введением дополнительного
часа за счет вариативной части.
К особенностям
реализации содержания следует отнести и то, что в МАОУ СОШ № 77 курс «Технология» изучается непрерывно с 1по
11 класс, курс «Информационные
технологии» - с 3-ого по 11-ый класс. Иностранные языки изучаются со 2-ого
класса по 11-ый (английский, немецкий). Через курс «Технология» осуществляется
предпрофильная подготовка школьников (за счет модуля «Начальная
профессиональная подготовка») и курс «Психология общения» - школьный
компонент учебного плана.
В реализации предпрофильной
подготовки в школе второй ступени используются также классные часы и
внеклассная работа по предметам с целью проведения курса «Социальных
практикумов» и курса «Жизневедения» (ознакомление с профессиями и обучение
действию в различных житейских ситуациях), то есть социализация личности
ведется по разработанной педколлективом программе самовоспитания школьников
«Успех. Это позволило повысить оценку качеств личности ребенка по следующим
параметрам: эрудиция (4,2балла.), прилежание (4.0балла), трудолюбие (4,8),
отношение к общественным нормам и законам (4,1),отношение к себе (4,2).
Созданы условия для
самореализации учащихся через различные виды
дополнительных образовательных услуг:
-
эколого-биологическое воспитание: экологический клуб «Маленький принц»,
- научно-техническая
деятельность: начальное техническое моделирование, радиоспорт,
-
спортивно- оздоровительная деятельность: настольный теннис, волейбол,
карате-до, УШУ, греко-римская борьба, баскетбол, скалолазание;
-
творческая: духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, «Рукодельница»
(вышивка), хореографические ансамбли «Созвездие», «Альмера», вокальная студия
«Дети солнца»,
-
общественная деятельность: детские объединения: детская донская республика
(ДДР), юные инспектора движения, юные патриоты России, объединение юных
журналистов «Лира».
Занятость
детей в школьных и внешкольных кружках достигает 85%.
Во всех социально значимых проектах в
школе непосредственное участие принимает
детское самоуправление: Детская Донская республика (ДДР). В этом году
президент ДДР Талибов Аким стал победителем областного конкурса Лидеров детских и молодёжных
общественных объединений и призёром Всероссийского конкурса.
Несмотря на достижения
педагогического коллектива, анализ состояния работы в 2011-2012 учебном году года по организации
образовательно-воспитательного процесса выявил ряд проблем:
несмотря на то, что в МАОУ СОШ № 77
разработана и реализуется программа самовоспитания школьников «Успех»,
стимулирование школьников в их стремлении к достижению успеха оставляет желать
лучшего;
достаточно часто школьник остается
пассивным предметом обучения;
недостаточный уровень физического,
психического и нравственного здоровья;
используется ограниченное количество
форм социализации личности;
педагоги не стремятся объяснять, в чем
преимущество индивидуальной траектории развития и индивидуальных программ, а
родители достаточно часто не желают
реального выбора индивидуальной образовательной траектории.
Исходя из анализа данных факторов,
педагогическому коллективу пришлось признать, что формировать культуру
социальных компетентностей школьников без наличия культуросозидательной среды
практически невозможно, что и обусловило появление долгосрочной программы
развития (на 2011-2015гг.) «Формирование культуросозидательной среды автономной
общеобразовательной школы на основе приоритетов современной образовательной
политики».
6).Методическая служба.
В реализации данной программы
активизировалась работа методической службы, которая дает возможность членам
педколлектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и
принимать активное участие в их планировании, разработке, в апробации инноваций
и экспериментов, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя,
направленного на развитие личности обучающегося. Методическая работа-это
деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению и распространению ценного
опыта, создание собственных методических разработок для обеспечения
качественного образовательного процесса.
Формы методической работы
используются самые разные: научно-практические конференции, педагогические
чтения, семинары по обмену опытом, тематические семинары, открытые уроки и их
анализ, индивидуальные и групповые консультации, выставки-отчеты учителей и
методических объединений и другие. В этом учебном году активно работали методические объединения
учителей русского языка и литературы (Никитина Т.Ю., Казачкова Е.Г.),
обществознания и истории (Юнусова Е.Ф.), учителей начальных классов (Петренко
Е.В., Семиошкина Е.Л. Маслякова Л.Н., Ющенко Л.Н.), учителей
естественно-научного цикла (Порублева Е.Н., Фоменко Л.А., Майорова М.В., Авакян
И.Р.). Педагоги представляли свой опыт на международных и областных
конференциях, семинарах городского уровня, интернет-конференциях через
публикации и выступления.
Администрацией и педагогическим
коллективом школы разработана
определенная система подготовки выпускников к
Государственной итоговой аттестации и сдаче Единого Государственного
экзамена, что позволило выпускникам благополучно завершить обучение в основной
и старшей школе: неудовлетворительных
результатов в сдаче ГИА и ЕГЭ нет.