Продолжающийся процесс модернизации российского образования, сочетаемый с шагами по адаптации отечественной образовательной системы к зарубежным стандартам организации и качества образования (по крайней мере, распространенных в развитых странах мира) и ограниченностью ресурсов, поставил на повестку дня достаточно прагматичные проблемы. Среди них, прежде всего, вопрос о том, как поддержать конкурентоспособность современной российской системы образования при условии вхождения в европейский или иные рынки труда, как сохранить качество образования в условиях весьма ограниченных ресурсов, выделяемых государством и местной властью на поддержание образовательных организаций? Наконец, как сохранить оптимальный уровень образованности и социализированности общества в условиях значительной социальной дифференциации населения?
Прогнозированием путей устранения обозначенных проблем занялся факультет «Управления и переподготовки руководящих кадров» РО «РИПК и ППРО» (декан факультета В.Ф. Бут, кандидат педагогических наук). В основу этого прогнозирования положена идея формирования инновационной управленческой культуры на основе принципов методологии вероятностных оценок при переходе объектов из одного качественного состояния в другое и технологии картирования в виде различных вариаций. Ожидаемый результат изложен в следующих положениях:
1. Формирование инновационной управленческой культуры руководителей общеобразовательных организаций через управленческие знания (теория управления, менеджмента), соответствующие сознание, чувства, настроения; общественные отношения, прежде всего управленческие, организационные, которые материализуют знания, нормы, образцы в своем содержании и в процессе социализации личности передают ей нормы и ценности общества, в том числе управленческие, делая их устойчивым элементом культуры человека; управленческую деятельность, носящую творческий характер, позволяющую переводить знания, ценности общества в процессе социализации в устойчивые черты личности, творить как саму личность, так и ее культуру, нормы ее поведения, мотивы к инновационно-управленческой деятельности.
2. Внедрение механизмов формирования управленческой культуры в систему регионального образования на основе:
– управленческих концепций, форсайт-проектов и программ;
– развития управленческих отношений через активизацию поля участников форсайт-проектов;
– мотивации творческой деятельности в региональной сфере управления образованием;
– утверждения уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;
– разработки и внедрения управленческих технологий, которые оптимизируют сам процесс управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.
Учитывая, что с 1994 года МАОУ СОШ № 77 работает в режиме непрерывного инновационного развития, педагогическому коллективу было предложено войти в перспективный региональный форсайт-проект в качестве одного из стейкхолдеров.
Какие же изменения произошли в управлении МАОУ СОШ № 77, чем она отличается от других образовательных организаций? Автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону средняя общеобразовательная школа № 77 – одна из старейших в городе (построена в 1937 году). На протяжении последних 20 лет работает в режиме инновационного развития и выстраивает стратегию модернизации образовательной системы путем поэтапного перехода к качественно новому состоянию, перераспределяя выделенные государством и муниципалитетом ресурсы.
В соответствии с Концепцией развития школы педколлектив работает над проблемой формирования культуры социальной компетентности у школьников, используя механизмы профильного образования со специализацией на социально-гуманитарное направление, отсюда МИССИЯ школы – социально значимая цель ее существования, организующая всю деятельность и лежащая в основе образовательной программы, – в формировании культуры социальных компетентностей личности, то есть в грамотном осмыслении информации в реальной ситуации выбора оптимального решения.
В связи с обозначенной миссией появились следующие особенности управления образовательно-воспитательной системой МАОУ «Школа № 77» в условиях перехода ко ФГОС:
– неформальный подход к введению инновационных механизмов управления образовательной системой – использование значимых дополнительных управленческих ресурсов и их перераспределение: переход на автономию, появление в штатном расписании должности научного консультанта, создание цифрового модульного технологического комплекса; изменение нормативной базы локального уровня (наличие Концепции и программы развития, образовательной Программы ОУ с 2006 г., ежегодных Публичных отчетов, новых структурных элементов в управлении);
– овладение технологиями социально-гуманитарного проектирования, в связи с чем школа и позиционирует себя как профильная технологическая со специализацией на социально-гуманитарные технологии;
– создание условий для проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций;
– анализ результатов мониторинга управленческой системы и прогноз развития:
1)психологический: понимание и приятие идеологии ФГОС, готовность коллектива к смене парадигмы поведения
2) дидактический: готовность педагогов организовать урок с использованием типовых задач формирования универсальных учебных действий (проект «Ключевые элементы системы обеспечения качественного образования»);
3) организационно-методический: наличие опыта проектирования и реализации основных образовательных программ; освоение новых требований к созданию рабочих программ, готовность педагогов и управленцев к взаимодействию в условиях метапредметности содержания образования: проекты «Программа самовоспитания “Успех”»; «Патриоты дона», «Вовлечение молодежи в социальную практику», «Формирование культуры природолюбия и культуры здоровья личности как фактор повышения качества экологического образования в общеобразовательной организации в условиях крупного города», «Профориентация школьников «Мой профессиональный выбор», «Одаренные дети» и др.
4) материально-технический и кадровый: материально-техническое обеспечение, позволяющее использование новых ИКТ и педагогических технологий; готовность учителей использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы в образовательно-воспитательном процессе, (проекты «Новые технологии в образовании», «Интеграция ИКТ и педагогических технологий», «Профильное и предпрофильное обучение в системе образования г. Ростова-на-Дону», «Управление инновационными процессами в образовательном учреждении»).
Результаты эффективного управления МАОУ СОШ № 77 подтверждены наличием:
1. Нормативной базы для законного функционирования и развития МАОУ СОШ 77: школа-стажерская площадка ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Правовые основы управления образовательным учреждением».
2. Действующей моделью организационной структуры управляющей системы инновационной школы и детского самоуправления, появлением новых функциональных инфраструктур: (отдел информационных технологий, финансово-экономический отдел, административно-хозяйственная служба, служба безопасности, служба здоровья).
3. Обеспечением системы коммуникаций по направлениям: эффективность передачи информации педагогам; доступность оперативных планов исполнителям; качественность исполнения поручений; делегирование полномочий; обеспечение условий хранения информации и оперативного поиска.
4. Аналитической деятельностью административной команды по направлениям: изучение динамики достижения запланированных результатов; анализ причин отклонений от выбранной траектории инновационного развития; мониторинг мнения обучающихся, родителей и педагогов о достигнутых результатах; анализ сложившегося имиджа школы с целью принятия решения (при необходимости) о его изменении; мониторинг положительного опыта и неудач, с целью их учета в дальнейшей работе.
5. Результатом эффективного управления в реализации проекта «Школа – территория здоровья» явилось расширение зоны здоровья благодаря строительству (2012 – 2014 гг.) и открытию водно-спортивного комплекса «Звезда».