Рособрнадзор направил в регионы методические материалы по проведению сочинения
Рособрнадзор разработал и направил в регионы методические материалы по организации и проведению итогового сочинения (изложения). Рекомендации определяют категории участников, сроки, продолжительность и технический регламент проведения сочинения, а также требования к организаторам, порядок проверки и обработки результатов.
В методических рекомендациях также определены сроки действия результатов сочинения и возможности повторного допуска к его написанию, в случае получения неудовлетворительного результата. Кроме того, были дополнены критерии оценивания сочинения и усилены требования по объему и самостоятельности написания работ. Напомним, с 2014-2015 учебного года выпускники образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, для допуска к государственной итоговой аттестации пишут в обязательном порядке итоговое сочинение. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено изложение.
Оценкой итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена будут допускаться только выпускники текущего года, получившие зачет. Выпускники прошлых лет могут по желанию писать итоговое сочинение (изложение) для представления его результатов в вузы.
Сочинение (изложение) будет оцениваться по пяти критериям: 1. Соответствие теме; 2. Аргументация. Привлечение литературного материала; 3. Композиция и логика рассуждения; 4. Качество письменной речи; 5. Грамотность.
Время написания сочинения - 3 часа 55 минут.
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и рабочую среду мая выпускникам будет предоставлена возможность пересдачи.
Ранее Советом по сочинению были определены пять основных направлений тем итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:
«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.
«Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах.
«Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Как и в прошлом году они будут сформированы по часовым поясам.