Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 77
Начальная школа
Содержание.
Раздел 1. Введение.
1.1. Цели и задачи Образовательной программы начальной школы.
1.2. Принципы (требования) и подходы к формированию Образовательной программы.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной Образовательной программы начального общего образования
2.1. Понятие о планируемых результатах
2.2.Структура планируемых результатов
2.3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
2.4. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропевдевтика для дальнейшего изучения данного предмета
Раздел 3. Формирование универсальных учебных действий
3.1.Планирование личностных результатов
3.2.Планируемые метапредметные результаты
3.3. Познавательные универсальные учебные действия
3.4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Раздел 4. Учебный план, в соответствии с которым реализуется содержание начального общего образования в МАОУ СОШ № 77
4.1. Учебный план на 2013-2014 год
Раздел 5. Исходные условия для реализации основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющиеся в МАОУ сош № 77 (ресурсное обеспечение школы)
5.1. Материально-технические ресурсы школы
5.2. Нормативно-правовые ресурсы школы
5.3. Кадровый ресурс школы
5.4. Информационно-технологические ресурсы школы
Раздел 6. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) на ступени начального
общего образования
6.1.Ценностные ориентиры содержания образования в начальной школе
6.2.Характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования
6.3.Соотношение личностныз результатов и УУД по материалам ФГОС с универсальными учебными действиями в терминологии Образовательной системы Занкова
6.4.Механизмы формирования УУД
Раздел 7. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов
7.1.Проблемно-диалогическая технология
7.2.Технология оцениявания
7.3.Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного обучения)
7.4.Роль внеурочной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов
7.5.Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов.
7.6. Преемственность программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Раздел 8. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
8.1.Пояснительная записка
8.2.Цели изадачи программы
8.3.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
8.4. Принципы и особенности содержания духовно-нравственного развития школьников на первой ступени обучения в школе
8.5.Воспитатние гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека.
8.6. Воспитание нравственных и этических чувств
8.7.Воспитатние трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
8.8. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
8.9.Виды деятельности.
8.10.Внеурочная деятельность
Раздел 9. Условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, общественными институтами по духовно-нравственному развитию личности и воспитанию школьников
9.1.Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей
9.2.Планируемые воспитательные результаты.
Раздел 10. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
10.1. Цели программы
10.2.Основные направления просветительской и мотивационной работы
Раздел 11. Программа коррекционной работы
11.1. Цели и задачи
11.2.Содержание программы
11.3.Механизмы реализации программы коррекционной работы
11.4.Требования к условиям реализации
Раздел 12. Система оценки достижений планируемых результатов.
Раздел 1. Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785 и таким образом, ФГОС введен в практику работы образовательного учреждения (ОУ) с 1 января 2010 года.
Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:
Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.
Все основные положения ФГОС отражены в основной образовательной программе начальной школы образовательного учреждения МАОУ СОШ № 77.
1.1. Цели и задачи Образовательной программы.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 77 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:
· формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
· создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77 Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону – одна из старейших в городе (построена в 1937 году). Начало пути перехода школы к качественно новому состоянию относят к 1994 году – с этого года школа целенаправленно стала развиваться в соответствии с принципами теории личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской.
В 2003 году здание школы было реконструировано и в результате обновлены 32 учебных кабинета, выстроены два спортивных зала, появился новый кабинет технологии, спортивный городок, новые медицинский и стоматологический кабинеты. Материально-техническая база школы значительно укрепилась, появилась возможность для реализации Концепции профильного обучения старшеклассников. В 2006 году была разработана Программа развития школы «Формирование культуры социальных компетентностей школьников средствами профильной технологической школы со специализацией на социально-гуманитарные технологии», которая отмечена Грантом Президента РФ в рамках ПНПО. В 2008/2009 учебном году было закончено оснащение кабинета ОБЖ, тира, полосы препятствий, введен в действие цифровой модульный комплекс, приобретен мобильный Интернет-класс на 11 рабочих мест.
С 2009 года школа № 77 – автономное общеобразовательное учреждение. Переход на автономную работу позволил расширить самостоятельную хозяйственную деятельность, увеличить инвестиции в организации социальной сферы и количество источников финансирования, способствовал развитию договорных отношений с органами власти, более четко обозначить границу прав и обязанностей между потребителем и производителем услуг. С 2009 года школа работает как стажерская площадка РО ИПК и ПРО по обучению тьюторов по теме: «Правовые основы управления образовательным учреждением».
Стратегия развития образования в МАОУ СОШ № 77 связана с ориентацией на варианты открытой школы. Признаком появления «открытости школы» является расширение ее внешних связей, рост социообразовательной и социально-воспитательной активности, поворот к удовлетворению потребностей людей.
В школе более 1189 школьников. Выпускники демонстрируют высокие результаты в едином государственном экзамене. Обучающиеся школы – победители и призеры городских и областных предметных, краеведческих олимпиад, конференций. Ученики школы завоевали более 58 кубков, 86 медалей, 67 дипломов, 225 грамот в спортивных соревнованиях и состязаниях за период с 2006 по 2009 год.
За заслуги перед городским сообществом, высокие результаты в инновационной и образовательно-воспитательной деятельности школе объявлена благодарность Мэра города в 2007 году, в 2008 году – благодарность Мэра города за активную работу по организации подготовки молодежи к военной службе. Министром обороны РФ в 2009 году объявлена благодарность коллективу школы за подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, оказание содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ.
Профессиональная компетентность педагогического коллектива такова, что позволяет решать задачи:
· формирования у школьников целостного представления о путях и способах своего развития, связанного не только с обучением, но и с самосовершенствованием личностных качеств;
· определения ориентиров самодеятельности, следуя которым школьнику предстоит прожить, почувствовать, понять и по возможности приобрести индивидуальный социальный опыт;
· создания условий для овладения знаниями, нормами и правилами жизни в обществе.
Коллектив школы последовательно реализует национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Результаты деятельности и достижения представлены педагогическому сообществу и родительской общественности в 2010 году в Публичном отчете «О реализации образовательной программы МАОУ СОШ № 77».
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлялось авторским коллективом педагогов с привлечением наблюдательного совета школы, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Основная образовательная программа начальной школы сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и технологического направления развития личности обучающегося.
Начальная школа — этап в жизни ребёнка, который связан:
· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
· с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В основной образовательной программе начальной школы учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
· центральные психологические изменения: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
· развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В соответствии со Стандартом на ступени начального образования педагогический коллектив нашей школы ставит перед собой решение следующих задач:
- становление гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в образовательно-воспитательном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, предусматривающее принятие моральных и нравственных норм и правил, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Следует отметить еще раз, что школа № 77 развивается как автономная общеобразовательная школа профильной технологической направленности со специализацией на социально-гуманитарные технологии, а значит, основная задача – это социально-гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и культуры, позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур; интеллектуальное и нравственное развитие личности. Реализуя социально-гуманитарное содержание, педагогический коллектив школы считает, что целесообразным был бы учет социально-культурных особенностей и потребностей нашего города и региона через реализацию краеведческого и экологического образования, что позволяет сформировать у младших школьников основы культуросообразного поведения и экологической культуры.
Полный текст документа >>>>>>>>>>>>